Нужно ли страховать содержимое контейнеров?
В любом партнерстве, где имеет место перевозка груза с последующей отгрузкой стороне заказчика, нормальной практикой является страхование содержимого контейнера, но, к сожалению, на территории России это еще не вошло в норму товарно-денежных отношений, и здесь еще много работы предстоит сделать, чтобы юридическая безопасность обеих сторон стала первоочередным приоритетом. Во многом ситуацию осложняет то, что наша страна лежит не только на девяти часовых зонах, но и климатические условия в ней варьируются как угодно, особенно в межсезонье.
Для справки - несмотря на то, что объем грузоперевозок значительно вырос за последние несколько лет, и большие инвестиции были сделаны в поддержку транспортного бизнеса, лишь только каждый десятый контейнер с грузом застрахован на случай форс-мажорной ситуации. В таком случае закономерен вопрос: а кто будет отвечать за остальные грузоперевозки? Неужели российский менталитет с его несколько попустительским отношением к официальной части сделки и к частной собственности возобладает над здравым смыслом?
Некоторые фирмы по перевозке грузов предлагают бесплатное страхование грузов своим клиентам, пытаясь таким образом обойти многочисленных конкурентов в востребованной сфере услуг. Итогом такой стратегии в случае повреждения груза становится то, что исполнитель, взваливший на себя всю ответственность и риски, теряет большие средства на возмещение ущерба. Несколько несчастных случаев - и компания оказывается в списке банкротов и уходит с рынка контейнерных перевозок надолго, а то и навсегда. Учитывая эту безрадостную статистику, многие перевозчики предпочитают обходить вопрос страхования грузов стороной, а клиенты, видимо. надеются на то, что как-нибудь "пронесет".
А что же предписывает в таких случаях закон? Согласно положению конституции в разделе «О транспортном экспедировании» исполнитель вправе принять на себя ответственность за содержимое контейнера, если обе стороны сочли нужным прописать этот момент в договоре на перевозку. Таким образом, руководствуясь соображениями о минимальных затратах на услуги по перевозке, владелец груза и не считает нужным платить за страховку, ведь список страховых случаев все равно не предусматривает всего того, что может произойти на наших дорогах, так к чему, как говорится, платить больше? Каждый владелец, в конечном итоге, принимает решение о страховке контейнерной перевозки индивидуально, прикидывая соотношение рисков и ценности перевозимого груза.