Будущее – за тяжеловесными поездами
Увеличить провозную способность отдельных участков железной дороги и сразу целых направлений станет возможно, благодаря тяжеловесному движению. Использование данной технологии позволит увеличить пропускную способность железных дорог в России. Также с ее помощью можно сделать локомотивы и локомотивные бригады более производительными, уменьшить денежные траты на электроэнергию, затрачиваемую на тягу ж/д составов. А если учесть текущую популярность наземных грузоперевозок, особенно железнодорожных, не подверженных сезонности, становится совершенно очевидным, что модернизацию стоит провести в самом ближайшем времени.
Если судить по данным за последние 12 лет, показатель средней массы грузового состава вырос на 8, 4% (а это более 300 тонн). В течение последней пятилетки общее число ж/д-тяжеловесов (вес которых превышает 6. тыс. тонн) вырос вдвое. За эти 5 лет было отправлено более 150 тысяч поездов, перевозивших как стандартные контейнеры 3 и 5 тонн, так и рефконтейнеры, а также специализированные танк-контейнеры, которые пришли на замену традиционным цистернам. По сведениям, собранным в прошлом году, в данный момент в России эксплуатируется 2715 составов, вес которых более 8 тыс. тонн. С технологической точки зрения, обеспечивать повышенную пропускную способность помогают сдвоенные поезда.
Если учесть, что имеющейся пропускной способности в текущий момент все равно недостаточно, в течение следующих пяти лет планируется в дальнейшем использовать только тяжелые поезда (не менее 7,1 тыс. т.), а также вагонов, осевая нагрузка которых составляет минимум 25 тонн на ось.
Если на российских железных дорогах будут эксплуатироваться только подобные поезда, средняя масса одного состава вырастет на 47 тонн, а количество расходов на обслуживание значительно уменьшится. По подсчетам специалистов, можно будет экономить 4, 6 млрд. руб. ежегодно. Данные средства можно направить на модернизацию ж/д путей. В результате рост популярности ж/д перевозок только увеличиться – ведь очень выгодно купить контейнер и доставить его по железной дороге, быстро и недорого, чем обращаться, например, к более затратным авиаперевозкам.
Водить тяжеловесные поезда можно с помощью следующих технологий: локомотивы соединяются воедино с помощью системы многочисленных тяговых единиц, используется распределенная по всей длине поезда тяга, локомотив управляется с помощью радиоканала и систем, обеспечивающих торможение состава.