Куда уплывают грузы?
Уровень грузового потока из России в портах Украинского государства, Латвии, Литвы и Эстонии в прошлом году существенно уменьшился. Если рассматривать в целом оборот внешних торговых грузов РФ, их количество уменьшилось на 13,3%. Часть, относящаяся к Украине, в скором времени рискует приблизиться к нулевому показателю.
Причины возникновения такой ситуации
В целом перевалка грузопотока внешней торговли РФ, доставляемого через зарубежные гавани и порты РФ, в 2013 году увеличилась почти на 2% и составила 674 млн. т. И стоит учесть, что практически вся перевозка в контейнерах пришлась на отечественные порты.
Это произошло из-за принятого Россией решения о снижении влияния прибалтийских и украинских гаваней с целью перенаправления большей части доставляемого сырья и продукции в гавани России. Успешно осуществить данную задачу стало возможно благодаря тому, что процесс прохождения таможни существенно ускорился, и в портах были введены увеличенные и обновленные мощности.
Обзор балтийской ситуации
Благодаря портовому узлу Усть-Луги, в котором были созданы новые терминалы, Прибалтика осталась «не у дел». Основной грузопоток нефти и угля теперь приходится на отечественные гавани. Перераспрределению грузовых потоков в значительной мере поспособствовало увеличение терминала в Санкт-Петербурге. Плюс ко всему, сейчас в Северной столице сооружается новый контейнерный терминал Бронка, на который также возлагаются большие надежды. Высокодоходные грузы будут доставляться в РФ именно через этот терминал.
Перевалка угольной продукции теперь, по большей части, осуществляется в порту Высоцка, который сейчас активно развивается. Теперь здесь появилась возможность приемки судов типа Panamax, что ставит порт Высоцка на одну ступень с зарубежными терминалами по приемке угля.
Об украинском обнулении
Что касается нашей ближайшей соседки, то на долю этой страны сегодня приходится совсем скромный процент грузов внешней торговли РФ – не более 3. Через Украину теперь практически не доставляются не только партии грузов из РФ, но и транзитные. Например, казахстанские нефтяные продукты через Украину доставляются теперь в 3 раза реже. На данный факт повлиял как унифицированный транзитный тариф, введенный между РФ, Беларусью и Казахстаном, так и обновленный терминал в Тамани. За счет этого порты Одессы и Феодосии лишились практически всех объемов нефтяного налива. Также уменьшению объемов поспособствовал обновленный сухогрузный район в таманском порту, привлекательный для инвесторов из Казахстана в качестве пункта перевалки нефти, метала, серы. Промышленникам Казахстана теперь гораздо удобнее купить контейнер, загрузить его и доставить в Тамань, нежели испытывать определенные трудности с украинской таможней, особенно если учесть нестабильную политическую ситуацию в стране.
Перспективы развития
ФГУП «Росморпорт» разработан план развития российских портов до 2030 года. Согласно ему, через порты других государств будет доставляться не более 5% внешнеторговых грузов из РФ. Сводить этот показатель к нулю не планируется, так как перевалку в иностранных портах признают экономически выгодной. Она будет являться запасным вариантом на случай перегруза в портах России.