Перспективы контейнерных перевозок в России и соседних государствах
В ходе недавно прошедшего совещания во главе с помощником президента Эльвиры Набиуллиной было проведено обсуждение организации единой ТЛК (транспортно-логистической компании), среди участников присутствовал руководитель РЖД Владимир Якунин, а также многочисленные представители от министерств экономики, транспорта, и Рoсимущества. На повестке дня не была обсуждена финансовая сторона развития проекта, Якунин предложил обсудить возможные модели реализации на последующих встречах. По его мнению, в резерв ТЛK будет влит контрольный пакет акций Транс-контейнера. К маю этого года готовая финансовая модель должна быть представлена в готовом виде, детали обсуждены к началу лета, и уже к середине июня окончательное решение о запуске совместного предприятия должно быть принято.
Премьер-министр России Медведев летом прошлого года озвучил решение о создании совместного проекта по налаживанию ж/д перевозок между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Бостонская группа консалтинга была привлечена для составления бизнес-плана для предприятия. По плану, у компании будут в распоряжении терминалы на границах Казахстана - в пунктах Достык и Хоргос, у Белоруссии - Брест, и Забайкальск. Объем затрат будет составлять около полумиллиарда в американской валюте. Помимо этих точек, сухогрузные пункты контейнеров намечены в Москве, Н.Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, в Алматы, Астане и Минске. Это потребует вложения еще примерно 150 млн. долларов.
Какие же активы войдут в ТЛК? Согласно плану по реализации, это будут Трансконтейнер, Белинтертранс, Казтранссервис, и полный пакет от Кедентранссервиса, состоящий из КТЖ и Трансконтейнера. У каждой из сторон в распоряжении будет находиться по трети акций СП. На первых порах российская сторона будет владеть контрольной долей по праву вноса наибольшей части активов. Позже, однако, соседи России могут увеличить свои доли до равных 33%, а ожидаемая стоимость деятельности контейнерного предприятия прогнозируется примерно равной 3,5 млрд. долларов США, из которых один миллиард - составит чистая прибыль.
Напомним, что раньше министерство экономики собиралось приватизировать Трансконтейнер, о причинах чего говорил замминистр С.Беляков: продажа контрольной доли Трансконтейнера могла предоставить 35 млрд. рублей. Тем более, что есть вариант создания международного содружества по логистике без стартовых активов. Тем не менее, взгляды министерства были пересмотрены, и план объединения неизбежен. В переводе на простой язык - это означает негативные последствия для проведения контейнерных операций на ключевых контейнерных площадках и экономики страны в целом, поскольку выросший в два раза парк ж/д контейнеров и так уже повлиял не лучшим образом на РЖД, внеся сумятицу в диспетчеризацию.