Танк-контейнерные перевозки в России
Танк-контейнерные перевозки являются самым молодым видом контейнерных перевозок в России. В какой-то мере это связано с их сложностью и более высокой стоимостью. Однако это направление продолжает стабильно развиваться.
В конце прошлого века танк-контейнер только начал активно применяться в РФ, до него жидкие грузы перемещались в обычных бочках, помещенных в стандартные сухогрузы, а также в железнодорожных цистернах. Перемещение на поездах действительно стоит дешевле, чем на грузовых автомобилях. Однако это препятствовало универсальности контейнеризации. Ведь не всегда можно осуществить доставку только с помощью ж/д сообщения. А необходимость перевалки делала доставку более рискованной, ведь каждый раз содержимое, часто опасное, нужно было переливать в новую тару. С помощью танк-контейнеров смешанные перевозки осуществляются без переливания грузов, чаще всего герметичность тары не нарушается. Это также способствует сокращению времени доставки, ведь нет необходимости проверять содержимое на каждой таможне. Контейнер пломбируется один раз и перевозится транзитом сразу через несколько стран.
Можно сказать, что танк-контейнеры начали активно использоваться в России только в последние два десятилетия из-за своей высокой стоимости. Но цена оправдывается их высокой надежностью, уменьшением количества ЧС в пути, что особенно важно, если перевозится сжиженный газ, ацетон и другие опасные вещества.
Классификация танк-контейнеров
У подобной тары есть несколько разновидностей, соответствующих мировой классификации по IMO, исходя из которой определяется, подходит ли контейнер для перемещения того или иного содержимого:
- в IMO 0 перевозятся неопасные продукты питания, которые не нужно выгружать перед давлением. Их используют для доставки молока, пищевых масел, соков, минеральной воды. Их объем составляет 20-30 тыс. л., стенка колбы имеет толщину 2 мм. Тара может оборудоваться системами пароподогрева и теплоизоляции;
- в IMO 1 перемещаются наливные химические грузы, поэтому стенки колбы имеют большую толщину – 4-7 мм. Объем составляет 14-30 тыс. л, уровень рабочего давления – 2,5-6 атм. Помимо теплоизоляционной системы и пародопогревающей может быть организован электрический подогрев;
- в IMO 2 перемещаются пищевые продукты, которые относятся к классу опасных, а также химические вещества, допустимые к транспортировке с нижним сливом. Объем составляет 21-30 тыс. л, уровень рабочего давления –1,75-3 атм. При необходимости тара также комплектуется электро- и пароподогревом, а также теплоизолируется.
В РФ более распространены перевозки в контейнерах типа 1 и 2, так как в основном эту тару применяет нефтегазовая и химическая промышленность, чем пищевая.
В нашей стране данная контейнерная тара получила после появления на российском рынке таких промышленных гигантов, как P&G, Henkel, Shell, Tefal, которые имеют большой опыт успешного использования танк-контейнерных перевозок. Наши крупнейшие предприятия, например, ЛУКОЙЛ и Газппром, также оценили их выгоду и удобство.